Основные направления деятельности и операционный обзор
Морские контейнерные перевозки
FESCO выполняет внутренние, импортные, экспортные и транзитные контейнерные перевозки, лидирует в области транспортировки контейнеров в Россию через Дальний Восток из стран Юго‑Восточной Азии, а также предлагает комплексные логистические услуги по перевозке опасных, негабаритных и сборных грузов, спецтехники и генеральных грузов. FESCO оперирует 17 внешнеторговыми и каботажными морскими линиями. География перевозок охватывает более 110 портов по всему миру.
На внешнеторговых линиях в 2024 году FESCO:
- для увеличения вместимости на одном из самых востребованных маршрутов запустила в рамках линии FCDL новую контейнерную линию FESCO China Direct Line‑5 (FCDL‑5), которая напрямую связала Шанхай и ВМТП. Транзитное время в пути составляет три дня, частота отправок – один раз в неделю;
- запустила регулярную линию FESCO Intra Asia Service (FIAS) между Вьетнамом и Малайзией. FIAS стала первым за почти 20 лет морским сервисом без судозаходов в российские порты. Линия была создана не только для развития локальных контейнерных перевозок между Вьетнамом и Малайзией, но и как фидерная линия для доставки дополнительного объема грузов между Малайзией и другими странами Юго‑Восточной Азии и Индийского субконтинента (Шри‑Ланка, Сингапур, Бангладеш, Индия, Индонезия, Таиланд) с Россией. В этом случае контейнеры следуют через Хошимин, где их перегружают на другие суда Группы, которые работают на линии FESCO Vietnam Direct Line, связывающего порты Вьетнама и Владивостокский морской торговый порт;
- активно развивала сервис FESCO Baltorient Line (FBOL), связывающий порты Китая, Индии и Санкт‑Петербурга: было отправлено свыше 75 тыс. TEU, что почти в три раза больше уровня 2023 года. В 2024 году были добавлены прямые судозаходы в китайские порты Далянь, Циндао и корейский порт Пусан. Также в 2024 году на линию зашло последнее судно из серии шести современных контейнеровозов, построенных по заказу FESCО на верфи в Китае;
- отправила морским сервисом FESCO Indian Line West (FIL‑W) между индийскими портами и Новороссийском более 16 тыс. TEU, что превышает показатели прошлого года в десять раз. Кратный рост произошел благодаря интенсивному развитию морских перевозок между странами и увеличению вместимости флота на линии. Кроме того, с сентября 2024 года Группа добавила в маршрут FIL‑W регулярные прямые судозаходы в порт Джебель‑Али (ОАЭ), а в декабре на базе сервиса запустила контейнерные перевозки между Новороссийском и портом Момбаса (Кения). Экспортные отправки из России осуществляются через порт трансшипмента Мундра (Индия), импортные отправки из Кении – через порт Джебель‑Али;
- запустила обновленный морской сервис FESCO Black Sea Service (FBSS), который теперь напрямую связывает порты Китая с Новороссийском через Суэцкий канал. Основу грузопотока морской линии в импорте формируют товары народного потребления, готовые автомобили и машинокомплекты, в экспорте – продукция лесопромышленного комплекса и целлюлозно‑бумажной промышленности, неопасная химия, удобрения, продукция АПК, а также рефконтейнерные грузы в обоих направлениях.
На каботажных линиях в 2024 году FESCO:
- заменила флот на более вместительные суда, что позволило увеличить объемы груженых контейнеров на линии Петропавловск‑Камчатский – Владивосток (FPKL) на 3 005 TEU, или 20 % относительно уровня 2024 года. Кроме того, это дало возможность произвести комбинированные рейсы на линиях Владивосток – Анадырь – Эгвекинот (FADL) и FPKL без нарушения стабильности и регулярности сервисов, а также поддержать сервис FPKL дополнительной вместимостью;
- заменила флот на линии FESCO Saint‑Petersburg Kaliningrad Line (FSKL), увеличив вместимость на 49 %.
Показатель | 2021 | 2022 | 2023 | 2024 | Изменение 2024/2023, % |
---|---|---|---|---|---|
Объемы внешнеторговых линий, тыс. TEU | 288 | 342 | 419 | 501 | 20 |
Объемы каботажных линий, тыс. TEU | 81 | 84 | 105 | 104 | (1) |
Трамповые перевозки
FESCO осуществляет комплекс логистических решений, направленных на реализацию проектных и специальных перевозок, на собственном флоте. По итогам 2024 года судо‑сутки в эксплуатации составили 9 162, что на 8 % выше уровня 2023 года.
В 2024 году FESCO:
- продолжила развивать перевозки через Северный морской путь на специальных судах типа MPP От англ. multi‑purpose vessel – многоцелевое судно. между Санкт‑Петербургом, Архангельском, Певеком, Находкой, странами Юго‑Восточной Азии и Китаем. В общей сложности перевезено более 115 тыс. т генерального груза;
- осуществила семь рейсов в рамках развития перевозок по Северному морскому пути;
- продолжила сотрудничество с Национальным центром полярных и океанических исследований Министерства землеведения Индии: дизель‑электроход «Василий Головнин» успешно завершил третий рейс в рамках пятилетнего контракта, доставив грузы на индийские научно‑исследовательские станции «Бхарати» и «Майтри».
Показатель | 2021 | 2022 | 2023 | 2024 | Изменение 2024/2023, % |
---|---|---|---|---|---|
Судо‑сутки в эксплуатации | 6 236 | 6 931 | 8 470 | 9 162 | 8 |

Фото сделано из седьмой индийской научно‑исследовательской экспедиции тревел‑блогером проекта «Место на Земле» Константином Парфеньевым.
Интермодальные сервисы
FESCO осуществляет интермодальные внутрироссийские, а также внешнеторговые (экспортные, импортные и транзитные) контейнерные перевозки.
В 2024 году FESCO продолжила развитие своих ключевых направлений и новых сервисов для расширения географии:
- запущен регулярный сервис из Владивостока в Тольятти – FESCO Togliatti Shuttle. Сервис ориентирован на транспортировку в Тольятти и регион Поволжья импортных товаров, прибывающих в ВМТП из стран Восточной и Юго‑Восточной Азии;
- в дополнение к существующему в импортном направлении сервису FESCO Chelyabinsk Shuttle запущен экспортный сервис со станции Формачево, что позволяет увеличивать возможности отгрузки из Уральского региона в сторону ВМТП;
- в рамках развития железнодорожных сервисов в Северо‑Западном регионе России запущены сервисы FESCO Komi Shuttle (из Сыктывкара во Владивосток), FESCO Neva Moscow Shuttle (из Санкт‑Петербурга в Москву), FESCO Baltic Black Sea Shuttle (из Санкт‑Петербурга в Новороссийск). Для предоставления клиенту комплексного интермодального решения железнодорожные сервисы связаны с морскими сервисами FESCO;
- запущены сервисы и регулярные отгрузки со станций Жигулевское море (Тольятти), Орловка, Стерлитамак, Войновка, Алапаевск, Марьяновка, Барабинск. Сервисы расширяют возможности по отправке грузов из регионов в экспортном направлении;
- достигнуты рекордные объемы отгрузки в экспортных сухопутных поездах (рост на 150 %, по сравнению с уровнем прошлого года, до 31 678 TEU), в том числе прирост через Республику Казахстан составил 1 559 %;
- несмотря на общее сокращение наряд‑заказов со стороны железнодорожной сети в сторону Дальнего Востока, FESCO сохранила объемы экспорта и увеличила долю ПСЖВС ПСЖВС – прямое смешанное железнодорожно‑водное сообщение. в поездах до 39 % (на 8 % выше уровня прошлого года);
- FESCO впервые начала отправки длинносоставных ускоренных контейнерных поездов со станции Тобольск в экспортном направлении. В рамках одного контейнерного поезда количество погруженных контейнеров увеличилось на 43 %;
- рост импортных сухопутных перевозок из Китая в Россию позволил FESCO увеличить объемы интермодальных перевозок на 50 % относительно уровня 2023 года;
- FESCO продолжила развитие продаж сервиса FALB (FESCO Asian Land border): запущены сквозные перевозки из Китая до станции Силикатной с прямым взаимодействием с китайскими подрядчиками по железным дорогам. Также организованы сервисные поезда по маршруту Чунцинь – Колядичи (для клиентов автомобильной отрасли) и Сиань – Новочебоксарск;
- запущена продажа интермодальных сервисов через агентов в Турции, Индии, ОАЭ. Агентские продажи дополняют объемы перевозок, продаваемые российскими офисами Компании;
- запущены комплексные логистические решения по управлению цепями поставок для еще двух отраслей в импорте: FESCO Fashion для легкой промышленности и FESCO Chemical – для предприятий химической отрасли или трейдеров;
- для развития импортных и экспортных перевозок собственной линии FESCO Saint‑Petersburg Kaliningrad Line (FSKL) открыт офис в Калининграде. Офис представляет Компанию и линию FESCO в Калининградской области, а также оказывает полный комплекс транспортно‑логистических услуг, в том числе включающий предоставление автоперевозок на собственных активах Группы;
- для развития морских и интермодальных сервисов Группы во Вьетнаме, в Малайзии, Таиланде, а также странах Юго‑Восточной Азии открыта дочерняя компания во Вьетнаме, которая предоставляет полный комплекс транспортно‑логистических услуг с фокусом на морские и интермодальные перевозки.
Совершенствование сервисов, развитие новых направлений, а также рост в импортно‑экспортных сухопутных перевозках из Китая в Российскую Федерацию и обратно позволили FESCO увеличить объемы интермодальных перевозок на 2 % относительно 2023 года.
Показатель | 2021 | 2022 | 2023 | 2024 | Изменение 2024/2023, % |
---|---|---|---|---|---|
Объемы, тыс. TEU | 465 | 507 | 625 | 635 | 2 |
Терминальная деятельность
FESCO оказывает стивидорные, сюрвейерские и транспортно‑экспедиционные услуги, включая погрузку и разгрузку судов, вагонов и грузовых автомобилей на базе собственной терминальной сети, в которую входят:
- ВМТП – крупнейший универсальный порт на Дальнем Востоке России, который работает с различными видами грузов, включая контейнерные, сборные, навалочные и генеральные грузы, машины и большегрузные автомобили;
- Терминал ФЕСКО Гайдамак, специализирующийся на переработке генеральных грузов, зерна, строительных материалов, пиломатериалов, автотехники экспортно‑импортного направления.
Показатель | 2021 | 2022 | 2023 | 2024 | Изменение 2024/2023, % |
---|---|---|---|---|---|
Перевалка, всего, тыс. т | 13 318 | 13 884 | 13 637 | 13 829 | 1 |
Перевалка контейнеров, тыс. TEU | 757 | 768 | 859 | 879 | 2 |
Перевалка генеральных грузов, тыс. т | 5 195 | 5 138 | 4 328 | 4 429 | 2 |
Перевалка средств транспорта, ед. | 81 748 | 110 783 | 97 443 | 105 222 | 8 |
Перевалка нефтепродуктов, тыс. т | 389 | 480 | 454 | 451 | (1) |

Крупнотоннажные контейнеры
ВМТП обновил собственный рекорд по перевалке контейнерных грузов, обработав в 2024 году 879 тыс. TEU, что на 20 тыс. больше, чем годом ранее. Рост грузооборота контейнерных грузов обеспечен своевременным увеличением собственных активов (контейнеры, флот, фитинговые платформы), активным взаимодействием со сторонними морскими перевозчиками и экспедиторскими компаниями, а также реализацией программы комплексного развития территории ПАО «ВМТП».
Генеральные и навалочные грузы
В 2024 году порт улучшил показатели по перевалке генеральных грузов, объем увеличился на 2 % и составил 4,4 млн т. Увеличение обусловлено дополнительным объемом перевалки металлов, угля и зерна, а также привлечением руды.
Средства транспорта
Количество обработанных судов (выгрузка и погрузка) снизилось на 484 единицы, или на 17 %, по сравнению с 2023 годом, и составило 2 312 единиц. Всего в 2024 году на терминалах FESCO обработано 1 560 судов против 1 885 в 2023 году. Снижение количества судозаходов связано с увеличением вместимости обрабатываемого флота.
Наименование показателя | 2021 | 2022 | 2023 | 2024 | Изменение 2024/2023, % |
---|---|---|---|---|---|
Количество обработанных судов (выгрузка/погрузка), ед. | 1 670 | 2 242 | 2 796 | 2 312 | (17) |
Судозаходы, ед. | 1 128 | 1 613 | 1 885 | 1 560 | (17) |
Среднесуточная производительность при обработке флота, тыс. т | 35,42 | 36,72 | 36,12 | 36,55 | 1 |
Обработано единиц подвижного состава, тыс. ед. | 222,0 | 224,4 | 217,5 | 209,6 | (4) |
Среднесуточная обработка вагонов, ед. | 608 | 615 | 596 | 573 | (4) |
Сухие терминалы
Объем обработки контейнеров | 2021 | 2022 | 2023 | 2024 | Изменение 2024/2023, % |
---|---|---|---|---|---|
Новосибирск | 101 | 117 | 116 | 118 | 1 |
Хабаровск | 52 | 52 | 43 | 20 | (53) |
Томск | 7 | 8 | 9 | 6 | (35) |
Итого | 160 | 177 | 168 | 144 | (14) |
По итогам 2024 года объемы терминальной обработки сухих терминалов снизились на 14 % к уровню 2023 года и составили 144 тыс. TEU.
В 2024 году значительное влияние на операционную деятельность терминалов продолжили оказывать внешние ограничения со стороны железнодорожной сети в связи с приоритизацией отправки грузов с более высоким статусом очередности по Правилам недискриминационного доступа.
Маршруты через терминалы в Новосибирске и Хабаровске были перестроены в целях обеспечения роста эффективности операционной деятельности Группы:
- увеличены объем и доля в основных регулярных сервисах из Новосибирска в Иркутск, Хабаровск и во Владивосток;
- увеличен объем контейнерных грузов из Новосибирска на станции Красноярской железной дороги;
- увеличен объем транзитной грузовой базы из Москвы и Санкт‑Петербурга в Новосибирск;
- увеличены доля перевалки груженых контейнеров и объем приема груженых контейнеров с западных направлений;
- увеличен объем перевалки импортных грузов из портов Дальнего Востока в составе поездов из полувагонов.
Таким образом, при идентичном объеме перевалки контейнеров в 2024 году структура грузопотоков позволила увеличить операционную эффективность, выручку предприятия, коммерческую активность и географию перевозок через Новосибирск.
Рефрижераторные перевозки
FESCO занимает ведущие позиции на рынке рефрижераторных перевозок и является единственным российским оператором, осуществляющим перевозки полностью на собственных активах.
В 2024 году FESCO продолжила развивать географию перевозок и выходить на новые рынки с достижением следующих объемов грузооборота:
- из Индии в Новороссийск на новой линии FESCO Indian Line (FIL) – 674 TEU;
- из Санкт‑Петербурга в Калининград на линии FESCO Saint‑Petersburg Kaliningrad Line (FSKL) – 962 TEU;
- из Юго‑Восточной Азии в Санкт‑Петербург и обратно на линии FESCO Baltorient Line (FBOL) – 2 739 TEU.
Показатель | 2021 | 2022 | 2023 | 2024 | Изменение 2024/2023, % |
---|---|---|---|---|---|
Объемы | 11 362 | 17 004 | 20 219 | 28 768 | 42 |
Управление цепями поставок
FESCO Supply Chain осуществляет управление цепями поставок. FESCO сотрудничает с компаниями‑партнерами по всему миру, выступая в качестве 3PL‑провайдера. FESCO представляет интересы грузовладельцев в процессе транспортировки грузов, отвечает за их доставку, хранение и передачу грузополучателю. При этом используются собственные транспортные, терминальные, складские, погрузочные и другие собственные и привлеченные при необходимости активы.
В течение 2024 года FESCO продолжила развитие логистических сервисов FESCO Agro, FESCO Air, FESCO LCL (сборные грузы – less than container loaded), FESCO Automotive и расширение представленности FESCO Supply Chain на рынке России и за рубежом в секторе мультимодальных перевозок контейнеризированных и неконтейнеризированных грузов.
Сборные грузы (LCL)
По итогам 2024 года было перевезено более 31 тыс. куб. м сборных грузов в контейнерах. Рост составил 19 % относительно показателей 2023 года.
Прием, выдача и обработка сборных грузов осуществляются на складах в Москве, Владивостоке, Южно‑Сахалинске, Петропавловске‑Камчатском, Магадане, а также в китайских городах Пусан, Шанхай, Нинбо, Рижао (Жичжао), Яньтянь. Для доставки FESCO использует собственные логистические активы: контейнеры, суда, подвижной состав и грузовой автопарк. Перевозки выполняются преимущественно на базе интермодальных, морских и железнодорожных сервисов Группы, в рамках которых клиенты могут рассчитывать на приоритетную отправку сборных грузов. При организации LCL‑перевозок обеспечены таможенное оформление, страхование, ответственное хранение, консолидация и расконсолидация грузов, а также доставка «первой и последней мили» – транспортировка автотранспортом от/до склада клиента.
Перевозка сельскохозяйственных грузов (FESCO Agro)
В 2024 году в рамках сервиса FESCO Agro доставлено 4,2 тыс. TEU с сельскохозяйственными грузами в страны Азии. Это вдвое больше, чем в 2023 году, когда объем экспортных перевозок агропродукции составил примерно 2 тыс. TEU. Наиболее часто – более 3 тыс. TEU, или около 77 % общего объема, – российские предприятия использовали сервис FESCO Agro для перевозки подсолнечного масла во флекситанках. Также среди доставленной за рубеж продукции отечественного производства – рапсовое и соевое масло, жом свекловичный, семена льна, зерна гороха, соевый шрот.
В рамках проекта FESCO Agro удалось расширить географию отправления и доставок. География отправления теперь включает отгрузки в составе контейнерных поездов FESCO из Казани, Самары, Челябинска, а доставки – в Малайзию, Бангладеш, Индию, ОАЭ. Для развития сервиса также доработаны технические характеристики флекситанка.
Авиафрахт (FESCO Air)
В 2024 году был открыт офис в аэропорту Шереметьево для работы в статусе грузового агента авиакомпании «Аэрофлот» и выполнены все условия для получения агентского соглашения.
Таможенное оформление
За 2024 год рост количества оформленных деклараций (импорт, транзит) составил 2,5 % по сравнению с 2023 годом, что свидетельствует о стабильном развитии и увеличении доли на рынке таможенных представителей.
FESCO принимала активное участие в индустриальных проектах с таможенным оформлением грузов по классификационному решению.
Химические грузы
FESCO продолжает развитие проекта по перевозкам химических грузов в танк‑контейнерах в экспортно‑импортном и внутреннем сообщении.
Проект реализуется на собственных сервисах и активах FESCO, предоставляя клиентам полный комплекс логистических услуг в экспортно‑импортном и внутригосударственном сообщении на таких направлениях, как Малайзия, Индонезия, Корея, Индия, Киргизия, Таджикистан и др.
Осенью 2024 года FESCO присоединилась к TCDA (Tank Container Development Alliance) – крупнейшей международной ассоциации в области танк‑контейнеров, объединяющей более 160 компаний.
Группа продолжает эффективную утилизацию собственного парка танк‑контейнеров и ротацию арендованного оборудования.
Проектная логистика
FESCO организует проектные перевозки крупногабаритного и тяжеловесного груза под ключ – от получения на заводе‑изготовителе до установки в пункте назначения в монтажное положение. Компания обеспечивает перевозку с соблюдением нормативных требований по прохождению груза по всему пути следования, в том числе через границы государств.
Увеличение портфеля контрактов с крупными клиентами, а также расширение присутствия на рынке перевозок крупнотоннажных и негабаритных грузов являются приоритетными направлениями развития бизнеса Компании.
Результаты проектной логистики в 2024 году:
- перевезено более 350 тыс. т проектных грузов;
- максимальный вес доставленного груза составил 1 250 т. Его доставка осуществлена с полным комплексом работ, включая погрузку и крепление на специализированных морских судах в портах Китая, перегрузку в порту и перевозку баржебуксирными составами по реке;
- реализованы новые виды работ по передислокации завода буровых растворов на Сахалине;
- перевезены партии негабаритного оборудования на собственном флоте для развивающихся проектов из Китая в Де Кастри, в Усть‑Лугу, а также из Владивостока на Камчатку и Чукотку в общем количестве более 100 тыс. т;
- продолжена работа по управлению грузовым терминалом строящейся в Турецкой Республике АЭС «Аккую». На строительную площадку было доставлено более 20 тыс. т негабаритного и тяжеловесного оборудования. Максимальный вес доставленного оборудования составлял 250 т;
- реализован ряд проектов по перемещению и установке тяжеловесных и негабаритных грузов в монтажное положение, монтажу технологических линий с выполнением комплекса пусконаладочных работ на строящихся предприятиях. Общий объем смонтированного оборудования на различных ключевых предприятиях превысил 3 тыс. т.

Бункеровка
FESCO оказывает полный комплекс услуг по операциям с нефтепродуктами – от закупки топлива и его грузовой переработки на собственной нефтебазе до передачи в резервуары транспортных судов в портах Приморья (в частности, во Владивостоке, в Находке и Восточном). FESCO в качестве топливного агента организует снабжение собственного флота нефтепродуктами в иностранных портах и в рамках корпоративной централизации деятельности по обеспечению нефтепродуктами осуществляет снабжение своих компаний в различных городах России. Нефтепродукты закупаются как у российских производителей с доставкой в место поставки, так и у региональных поставщиков и сбытовых компаний с доставкой сразу на борт судна или на береговые объекты.
В 2024 году FESCO оказывала услуги по бункеровке преимущественно собственным компаниям.
Показатель | 2021 | 2022 | 2023 | 2024 | Изменение 2024/2023, % |
---|---|---|---|---|---|
Объемы бункеровки | 63 | 98 | 151 | 185 | 22 |