Стратегия

Основные предпосылки формирования стратегии FESCO с 2024 по 2030 год

Макросреда

Мировая экономика
  • В 2025 году прогнозируется сохранение стабильных темпов экономического роста на уровне 3,2–3,3 %; в 2026 году прогнозируется темп роста мировой экономики на уровне 3,3 %.
  • Прогнозируется снижение общей инфляции в мире до 4,2 % в 2025 году и 3,5 % в 2026 году.
  • Инфляционное давление в мире продолжит постепенно ослабевать, и центральные банки начнут снижать ставки.
  • На горизонте до 2030 года ожидается средний темп роста мировой экономики на уровне 3 % в год.
  • Умеренные темпы роста мировой экономики будут сдерживать цены на мировых товарно‑сырьевых рынках.
  • Рост экономики США закрепится на уровне 2,1% в год из‑за замедления спроса на фоне сокращения сбережений и снижения темпов роста инвестиций в основной капитал.
  • К 2028 году темп роста ВВП Китая замедлится до 3,6 % в год в связи со старением и дальнейшим сокращением темпа роста населения.
  • Ожидается рост индийской экономики на фоне увеличения численности населения и инвестиционной привлекательности страны (прогнозируемый средний темп роста – 6,6 % в год).
  • Ожидается, что экономики Азии и Африки по темпам роста будут превышать экономики Европы и Америки.
  • Ожидается появление новых лидеров по темпам роста экономики в Азии – Индия, некоторые страны Юго‑Восточной Азии.
  • Остается высоким уровень неопределенности на мировых рынках из‑за геополитической напряженности на Украине и Ближнем Востоке.
  • Экономический рост в 2024 году составил 3,2 %.
  • На долю развивающихся стран приходится ~45 % мирового ВВП.
  • Новые ограничения мировой торговли в 2024 году.
  • Население Индии в 2024 году (лидер по численности населения в мире) составило 1,426 млрд человек; население Китая (второе место в мире) 1,425 млрд человек.
Российская экономика
  • В 2025 году ожидается рост ВВП России на 1,6 %, в 2026 году – на 1,1 %.
  • Ожидается долгосрочный потенциальный темп роста ВВП Российской Федерации в диапазоне 1,5–2,5 %.
  • В 2025 году инвестиционная активность будет на уровне 2 % на фоне высокой базы 2024 года. Далее ожидается рост 3 % и более.
  • В 2025–2026 годах инфляция будет постепенно снижаться. С учетом жестких денежно‑кредитных условий 2024 года, а также из‑за более высокой фактической инфляции в конце 2024 года в 2025 году инфляция ожидается на уровне 7–8 %. С 2026 года инфляция выйдет на целевой уровень 4 % и останется таковой в дальнейшем.
  • Основными драйверами роста экономики России станут потребительский спрос и продолжающийся процесс импортозамещения иностранных товаров и компонентов.
  • Восстановление роста физических объемов российского экспорта в 2024 году и сохранение темпа роста в последующих периодах будут происходить за счет выхода экспортеров на новые внешние рынки сбыта.
  • Усиление интеграции российско‑китайских отношений.
  • Расширение сотрудничества со странами БРИКС.
  • По итогам 2024 года российская экономика выросла на 3,9 %.
  • Ключевую ставку в 2024 году повышали три раза: до 18, 19 и 21 %.
  • За 2024 год инфляция составила 9,52 %.
  • По итогам 2024 года рост инвестиций составил 7,8 %.
  • Россия остается на четвертом месте в мире по размеру ВВП по паритету покупательной способности (ППС).
  • Замедление темпов экономического подъема в России в 2024 году обусловлено главным образом ослаблением частного потребления в условиях жесткой денежно‑кредитной политики и повышенной инфляции.
  • В 2025 году будет развиваться внешнеэкономическая деятельность. Правительство запустило обновленный нацпроект «Международная кооперация и экспорт».
  • Прогноз экономики России имеет различные оценки (Центральный банк Российской Федерации: +1,5 % в 2025 году, +2,0 % в 2026 году, +2,5 % в 2027 году; World Bank: +1,6 % в 2025 году, +1,1 % в 2026 году).
  • Доля Китая в российском экспорте составила 31 % по итогам 2024 года, увеличившись на % по сравнению с 2023 годом. В импорте показатель вырос с 37 до 39 %.
Долгосрочные тренды в контейнерной логистике
  • Российские компании будут продолжать наращивать активы в интермодальной цепочке.
  • Формирование новых логистических центров на приграничных территориях России и Китая.
  • Увеличение доли мультимодальных перевозок с комбинированием различных видов транспорта.
  • Развитие Северного морского пути как альтернативного коридора с потенциалом круглогодичной навигации.
  • Развитие перевозок по маршруту «Север – Юг».
  • Сохранение высокой нагрузки на логистическую инфраструктуру на восточном направлении.
  • Рост объемов перевозок электронной коммерции (e‑commerce).
  • Внедрение собственных IT‑решений для более глубокой интеграции с клиентом.
  • Усиление роли электронных площадок и логистических маркетплейсов.
  • Внедрение цифровых решений и роботизации в транспортной и складской логистике.
  • Укрепление позиций в странах БРИКС на фоне ограничений со стороны западных стран.
Стратегия
Мировой контейнерный рынок
  • Ожидается рост мирового объема контейнерных перевозок примерно на 4 % в 2025 году.
  • 2024 год был отмечен перебоями логистики в Красном море, что поддержало финансовые результаты судоходных компаний.
  • Мировые ставки фрахта и тайм‑чартера большую часть 2024 года оставались на высоком уровне благодаря использованию более длинных маршрутов.
  • Глобальное внедрение ESG‑стратегии будет оказывать дополнительное давление на региональных перевозчиков, не имеющих достаточных ресурсов для перехода на более экологичные контейнеровозы.
  • Ожидается возобновление транзита через Суэцкий канал до конца 2025 года.
  • Ожидается повышение тарифов США, которые могут внести коррективы в мировые цепочки поставок.
  • Мировой контейнерный рынок в 2024 году вырос на 6 % по отношению к 2023 году.
  • Резкий рост цен на контейнеры в Китае (в мае 2024 года увеличились на 45 %).
  • В 2024 году спрос на контейнерные перевозки увеличился примерно на %, а вместимость – на % с учетом более длинного маршрута судов.
  • Российский контейнерный рынок
    • Ожидается дальнейший умеренный рост в среднем на 4,2 % ежегодно до 2029 года.
    • Основным фактором роста перевозок будет экспорт, ожидается увеличение торговли со странами Глобального Юга (Азия, Африка и Латинская Америка).
    • Основу перевозок будет составлять импорт (38 % всего контейнерного рынка), доля которого будет снижаться (негативные факторы: высокая ключевая ставка, медленный рост покупательной способности и ограничения внешнеторговых операций).
    • Дисбаланс между импортом и экспортом будет способствовать росту объемов внутреннего сообщения.
    • На транзитные перевозки наибольшее влияние будут оказывать объемы грузопотока из Республики Беларусь, а сохраняющаяся напряженность в Красном море будет способствовать развитию транзита между Китаем и Европой через Россию.
    • Усиление нагрузки на инфраструктуру на востоке России остается главным сдерживающим фактором роста экспорта.
    • Существующие инфраструктурные и санкционные ограничения будут стимулом для логистических компаний и грузовладельцев отрабатывать новые технологии перевозок.
    • Прогнозируется дальнейший рост (восстановление) контейнерных перевозок на северо‑западном направлении.
    • В 2025 году экспортный поток России будет ориентирован на страны Юго‑Восточной Азии, Центральной Азии, Ближнего Востока и африканские государства.
    • Продолжит расти транзит из Республики Беларусь в страны СНГ через Россию (ключевой груз – минеральные удобрения, продукция деревообработки и лесоматериалы).
    • В рамках нового тарифного регулирования предусмотрено увеличение ставок на перевозку порожних контейнеров на 5 % с 1 января 2025 года и на 5 % с 1 января 2026 года с включением этого повышения в индексируемую базу.
    • Контейнерный рынок России в 2024 году вырос на 5,8 % по отношению к 2023 году.
    • Доля экспорта в 2024 году составила 27 %, к 2029 году доля увеличится до 28 %.
    • % – доля транзита в контейнерном рынке России в 2024 году.
    • Восстановление рынка контейнерных железнодорожных перевозок через порты Северо‑Запада России (в 2024 году Балтийский бассейн стал самым быстрорастущим).
    • Доля Китая в контейнерообороте России по итогам 2024 года составила 68 %.
    Стратегия

    Рейс с Китая до Санкт‑Петербурга на контейнеровозе FESCO

    Стратегия

    Ключевыми факторами, оказывающими влияние на реализацию стратегии Группы FESCO, являются влияние геополитической обстановки на экономическую ситуацию в России и развитие торговых отношений со странами Азии и Африки.

    Определение целевого рынка

    Юго‑Восточная Азия, Индия, Ближний Восток, страны Черноморского и Средиземноморского бассейнов, Африка и Латинская Америка – целевой рынок развития FESCO.

    Факторы, определяющие потенциальные рынки для Компании


    Традиционно сильные позиции FESCO на рынках Юго‑Восточной Азии и Черноморского и Средиземноморского бассейнов

    Развитие Трансарктического транспортного коридора

    Усиление фокуса России на рынок стран Африки и Латинской Америки

    Миссия, видение, ценности

    Цель:

    развитие международной экспансии с наращиванием присутствия российских игроков в дружественных странах.

    Видение:

    фокус на клиенте и его потребностях.

    Дизель‑электроход «Василий Головнин» в Антарктиде.
    Фото сделано из седьмой индийской научно‑исследовательской экспедиции тревел‑блогером проекта «Место на Земле» Константином Парфеньевым.

    Основные принципы

    Процессы

    Для лучшего кросс‑функционального и внутригруппового взаимодействия Компания непрерывно улучшает бизнес‑процессы через редизайн производственных систем и с помощью методов бережливого производства.

    Показатели качества работы являются частью внутренней системы мотивации. Постоянное развитие системы позволяет нам формировать цифровые решения и улучшать качество сервисов, удовлетворяя растущие потребности рынка. Компания инвестирует средства в автоматизацию своих бизнес‑процессов, что создаст дополнительный экономический эффект на стратегическом горизонте планирования.

    Стратегической инициативой Компании в части улучшения процессов являются следующие проекты:

    • Service Excellence, цель которого – повышение качества клиентского сервиса;
    • онлайн‑сервисы FESCO, которые позволяют оформить заявку на перевозку и получить информацию о перевозке в режиме 24/7.
    Люди

    Люди FESCO являются сердцем Компании. Мы стремимся обеспечить их инструментами и условиями для того, чтобы они работали наилучшим образом. Набор и удержание талантов остаются ключом к успеху FESCO.

    Параллельно FESCO на постоянной основе взаимодействует с ведущими профильными вузами страны с целью создания максимально комфортного климата для развития будущих кадров Компании.

    Экспедиция в Антарктиду.

    Фото сделано тревелблогером проекта «Место на Земле» Константином Парфеньевым.

    Решения

    Важным элементом нашей стратегии является расширение географии присутствия и портфеля предоставляемых услуг. Мы стремимся оказывать комплексные услуги с добавленной стоимостью, которые позволяют клиентам передавать на аутсорсинг логистическое сопровождение операций в любой точке мира.

    Такие услуги включают:

    • мультимодальные перевозки;
    • таможенное оформление;
    • складские операции, ответственное хранение и кросс‑докинг;
    • перевозки сборных грузов в контейнерах LCL От англ. less than container loaded – неполная загрузка контейнера. .

    Мы развиваем проектную логистику, которая позволяет использовать опыт перевозок проектных грузов и выстраивать долгосрочные отношения с EPC‑подрядчиками и прямыми заказчиками.

    Мы предлагаем комплексные логистические решения для лесной, горнодобывающей и сельскохозяйственной отраслей.

    Активы и надежная сеть поставщиков

    Наши активы являются надежным фундаментом логистики наших клиентов.

    FESCO последовательно:

    • наращивает и модернизирует флот;
    • повышает эффективность по управлению парком железнодорожного подвижного состава;
    • наращивает парк фитинговых платформ, чтобы сохранить долю на рынке железнодорожных контейнерных перевозок и снизить зависимость от волатильности на рынке контейнерных перевозок, а также сохранить значимое присутствие в данном сегменте рынка;
    • развивает собственные перевалочные мощности;
    • планирует расширять и оптимизировать терминальную сеть во всех регионах Российской Федерации и за ее пределами.

    В рамках взаимодействия логистических активов в Госкорпорации «Росатом» планируется использование активов FESCO, включая имеющуюся инфраструктуру, с целью максимизации ее загрузки в рамках интересов всей группы Госкорпорации «Росатом».

    Основные стратегические направления развития

    Ключевые принципы, закладываемые в основу стратегического развития FESCO до 2030 года, должны соответствовать ключевым задачам Госкорпорации «Росатом» в транспортном сегменте. Это в том числе участие Группы FESCO в реализации задач по развитию новых транспортных коридоров, а также получение дополнительной синергии от реализации взаимодействия с другими транспортными активами, входящими в Госкорпорацию «Росатом», включая активы Группы компаний «Дело».

    Развитие терминальной сети в регионах присутствия

    FESCO формирует опорную сеть контейнерных терминалов и логистических парков для усиления присутствия в регионах России и СНГ, повышения качества сервиса и предложения высокомаржинальных продуктов.

    Ключевыми направлениями внутри страны являются Дальний Восток, Сибирь, Урал, Москва, северо‑западные регионы, а также пограничные переходы и Республика Казахстан.

    Инвестиционные решения по реализации проектов будут приниматься с учетом имеющейся инфраструктуры или проектов в высокой степени готовности, входящих в Госкорпорацию «Росатом».

    Success
    Контейнеровоз FESCO в ВМТП

    Развитие стивидорных активов FESCO – ВМТП и Терминал ФЕСКО Гайдамак

    Ожидания по усилению тенденций перетока спроса с европейских товаров на азиатские оправдали себя. Основными точками входа для азиатских товаров останутся порты Дальнего Востока и сухопутные пограничные переходы с Россией.

    Помимо импортных контейнерных и транзитных потоков, до 2030 года планируется рост экспорта за счет ввода крупных новых производств в России, ориентированных на азиатский рынок.

    С учетом планов по сохранению лидерства ВМТП на российском рынке и рынке Дальнего Востока России необходимо увеличение мощностей порта Владивосток.

    Принятая программа развития ВМТП до 2028 года предполагает:

    • сохранение лидерства ВМТП по контейнерообороту среди стивидорных компаний России и Дальнего Востока страны;
    • поддержание загрузки ВМТП на уровне 80–90 %;
    • комплекс мероприятий по увеличению мощностей ВМТП до 1,2 млн TEU к 2028 году.

    Программа развития Терминала ФЕСКО Гайдамак предполагает рост терминальных мощностей по перевалке генеральных и тарно‑штучных грузов, а также оптимизацию структуры мощности Компании.

    Развитие морского сегмента

    Основными стратегическими задачами морского сегмента FESCO являются:

    • сохранение лидерства на Дальнем Востоке России в каботажных и внешнеторговых сервисах;
    • увеличение объемов перевозок морскими сервисами;
    • рост доли новой географии и бизнесов до 32 % в общем объеме морских сервисов FESCO;
    • повышение эффективности использования флота и достижение среднего возраста судов менее 15 лет.

    Геоэкспансия

    FESCO благодаря качественным логистическим решениям на ключевых направлениях расширяет географию бизнеса, проецирует имеющийся опыт и набор компетенций на новые регионы.

    Турция

    На фоне усилившегося санкционного давления со стороны США товарооборот между Россией и Турцией в 2024 году снизился на 7 % к уровню 2023 года и составил 52,6 млрд долл. США.

    Ожидается, что к 2027 году объем контейнерного рынка может составить

    400 тыс. TEU.
    Юго‑Восточная Азия

    Перестройка логистических маршрутов между Юго‑Восточной Азией и Россией и, как следствие, рост перевозок через Дальний Восток России увеличивают потенциал экспансии FESCO на рынки Юго‑Восточной Азии.

    Объем торговли между Россией и Вьетнамом в 2024 году составил

    4,6 млрд долл. США,
    показав рост на 24 %.

    Целевой товарооборот к 2025 году должен составить

    10 млрд долл. США.
    Африка

    Африканские страны – одни из самых быстрорастущих торговых партнеров России. Лидером по объему товарооборота с Россией среди африканских стран остался Египет. За ним – Марокко, Тунис, ЮАР и Сенегал.

    Товарооборот между Россией и африканскими странами в 2024 году вырос

    на 10 %
    к показателю 2023 года.
    Индия

    К 2030 году планируется нарастить взаимный товарооборот до 100 млрд долл. США. В результате Россия стала четвертым крупнейшим торговым партнером Индии и вторым импортером после Китая. Ожидается, что развитие транспортного коридора «Север – Юг» станет дополнительным импульсом для развития внешней торговли между Россией и Индией.

    Товарооборот между Россией и Индией в 2024 году вырос на 15 % и составил

    ~66 млрд долл. США.
    СНГ (Узбекистан и Казахстан)

    В 2024 году внешняя торговля между Россией и Узбекистаном выросла на 20,5 %, достигнув рекордных значений

    10,7 млрд долл. США.
    Товарооборот с Казахстаном по итогам 2024 года увеличился на 2,7 %, составив
    27,8 млрд долл. США.
    Страны СНГ остаются значимыми торговыми партнерами России.
    Геоэкспансия

    Рост доли продаж услуг с добавленной стоимостью

    Развитие SCM От англ. Supply Chain Management – управление цепочкой поставок. ‑сервисов и проектной логистики.

    Укрепление рыночных позиций

    FESCO при реализации стратегии планирует использование возможности синергии в рамках транспортных подразделений Госкорпорации «Росатом».

    Инструменты экспансии:

    • формирование продуктовой линейки в странах с фокусом на Россию;
    • работа через агента/представителя;
    • формирование собственного офиса и партнерство с местными операторами;
    • постановка активов (собственные суда, терминалы).
    Геоэкспансия
    Экспедиция в Антарктиду.
    Фото сделано тревел‑блогером проекта «Место на Земле» Константином Парфеньевым.
    Риски

    Реализация долгосрочных планов FESCO и достижение целевых индикаторов сопряжены с различными рисками, часть из которых выходит за рамки контроля Компании. Реализация рисков может привести к фактическим событиям, которые значительно отличаются от изложенных выше ожиданий.

    Макроэкономика

    • Риск возврата крупных морских контейнерных международных игроков на российский рынок;
    • протекционистские государственные меры;
    • снижение ставок фрахта

    Коммерческие инструменты

    • Повышающийся уровень конкуренции;
    • системные ограничения;
    • поддержание уровня культуры продаж;
    • сохранение высокого качества сервиса

    Удержание и привлечение сотрудников

    • Дефицит кадров на рынке труда;
    • конкуренция за кадры с более маржинальными секторами экономики;
    • зависимость от высококвалифицированных управленческих команд и сотрудников с технической и операционной квалификацией на всех организационных уровнях

    Комплаенс

    • Регулирование, касающееся налогообложения, таможни, НДС Налог на добавленную стоимость. , конфиденциальности данных;
    • антимонопольное законодательство;
    • санкционная политика

    M&A и неудачи интеграции

    • Неудачная интеграция;
    • неполная реализация синергии;
    • высокие затраты;
    • отсутствие экономии

    Инфраструктурные ограничения

    • Ограничения на железнодорожной сети;
    • сокращение инвестиционной программы железнодорожных перевозок