Стратегия
Основные предпосылки формирования стратегии FESCO с 2024 по 2030 год
Макросреда
Мировая экономика
- В 2025 году прогнозируется сохранение стабильных темпов экономического роста на уровне 3,2–3,3 %; в 2026 году прогнозируется темп роста мировой экономики на уровне 3,3 %.
- Прогнозируется снижение общей инфляции в мире до 4,2 % в 2025 году и 3,5 % в 2026 году.
- Инфляционное давление в мире продолжит постепенно ослабевать, и центральные банки начнут снижать ставки.
- На горизонте до 2030 года ожидается средний темп роста мировой экономики на уровне 3 % в год.
- Умеренные темпы роста мировой экономики будут сдерживать цены на мировых товарно‑сырьевых рынках.
- Рост экономики США закрепится на уровне 2,1% в год из‑за замедления спроса на фоне сокращения сбережений и снижения темпов роста инвестиций в основной капитал.
- К 2028 году темп роста ВВП Китая замедлится до 3,6 % в год в связи со старением и дальнейшим сокращением темпа роста населения.
- Ожидается рост индийской экономики на фоне увеличения численности населения и инвестиционной привлекательности страны (прогнозируемый средний темп роста – 6,6 % в год).
- Ожидается, что экономики Азии и Африки по темпам роста будут превышать экономики Европы и Америки.
- Ожидается появление новых лидеров по темпам роста экономики в Азии – Индия, некоторые страны Юго‑Восточной Азии.
- Остается высоким уровень неопределенности на мировых рынках из‑за геополитической напряженности на Украине и Ближнем Востоке.
- Экономический рост в 2024 году составил 3,2 %.
- На долю развивающихся стран приходится ~45 % мирового ВВП.
- Новые ограничения мировой торговли в 2024 году.
- Население Индии в 2024 году (лидер по численности населения в мире) составило 1,426 млрд человек; население Китая (второе место в мире) 1,425 млрд человек.
Российская экономика
- В 2025 году ожидается рост ВВП России на 1,6 %, в 2026 году – на 1,1 %.
- Ожидается долгосрочный потенциальный темп роста ВВП Российской Федерации в диапазоне 1,5–2,5 %.
- В 2025 году инвестиционная активность будет на уровне 2 % на фоне высокой базы 2024 года. Далее ожидается рост 3 % и более.
- В 2025–2026 годах инфляция будет постепенно снижаться. С учетом жестких денежно‑кредитных условий 2024 года, а также из‑за более высокой фактической инфляции в конце 2024 года в 2025 году инфляция ожидается на уровне 7–8 %. С 2026 года инфляция выйдет на целевой уровень 4 % и останется таковой в дальнейшем.
- Основными драйверами роста экономики России станут потребительский спрос и продолжающийся процесс импортозамещения иностранных товаров и компонентов.
- Восстановление роста физических объемов российского экспорта в 2024 году и сохранение темпа роста в последующих периодах будут происходить за счет выхода экспортеров на новые внешние рынки сбыта.
- Усиление интеграции российско‑китайских отношений.
- Расширение сотрудничества со странами БРИКС.
- По итогам 2024 года российская экономика выросла на 3,9 %.
- Ключевую ставку в 2024 году повышали три раза: до 18, 19 и 21 %.
- За 2024 год инфляция составила 9,52 %.
- По итогам 2024 года рост инвестиций составил 7,8 %.
- Россия остается на четвертом месте в мире по размеру ВВП по паритету покупательной способности (ППС).
- Замедление темпов экономического подъема в России в 2024 году обусловлено главным образом ослаблением частного потребления в условиях жесткой денежно‑кредитной политики и повышенной инфляции.
- В 2025 году будет развиваться внешнеэкономическая деятельность. Правительство запустило обновленный нацпроект «Международная кооперация и экспорт».
- Прогноз экономики России имеет различные оценки (Центральный банк Российской Федерации: +1,5 % в 2025 году, +2,0 % в 2026 году, +2,5 % в 2027 году; World Bank: +1,6 % в 2025 году, +1,1 % в 2026 году).
- Доля Китая в российском экспорте составила 31 % по итогам 2024 года, увеличившись на 1 % по сравнению с 2023 годом. В импорте показатель вырос с 37 до 39 %.
Долгосрочные тренды в контейнерной логистике
- Российские компании будут продолжать наращивать активы в интермодальной цепочке.
- Формирование новых логистических центров на приграничных территориях России и Китая.
- Увеличение доли мультимодальных перевозок с комбинированием различных видов транспорта.
- Развитие Северного морского пути как альтернативного коридора с потенциалом круглогодичной навигации.
- Развитие перевозок по маршруту «Север – Юг».
- Сохранение высокой нагрузки на логистическую инфраструктуру на восточном направлении.
- Рост объемов перевозок электронной коммерции (e‑commerce).
- Внедрение собственных IT‑решений для более глубокой интеграции с клиентом.
- Усиление роли электронных площадок и логистических маркетплейсов.
- Внедрение цифровых решений и роботизации в транспортной и складской логистике.
- Укрепление позиций в странах БРИКС на фоне ограничений со стороны западных стран.

Мировой контейнерный рынок
- Ожидается рост мирового объема контейнерных перевозок примерно на 4 % в 2025 году.
- 2024 год был отмечен перебоями логистики в Красном море, что поддержало финансовые результаты судоходных компаний.
- Мировые ставки фрахта и тайм‑чартера большую часть 2024 года оставались на высоком уровне благодаря использованию более длинных маршрутов.
- Глобальное внедрение ESG‑стратегии будет оказывать дополнительное давление на региональных перевозчиков, не имеющих достаточных ресурсов для перехода на более экологичные контейнеровозы.
- Ожидается возобновление транзита через Суэцкий канал до конца 2025 года.
- Ожидается повышение тарифов США, которые могут внести коррективы в мировые цепочки поставок.
Российский контейнерный рынок
- Ожидается дальнейший умеренный рост в среднем на 4,2 % ежегодно до 2029 года.
- Основным фактором роста перевозок будет экспорт, ожидается увеличение торговли со странами Глобального Юга (Азия, Африка и Латинская Америка).
- Основу перевозок будет составлять импорт (38 % всего контейнерного рынка), доля которого будет снижаться (негативные факторы: высокая ключевая ставка, медленный рост покупательной способности и ограничения внешнеторговых операций).
- Дисбаланс между импортом и экспортом будет способствовать росту объемов внутреннего сообщения.
- На транзитные перевозки наибольшее влияние будут оказывать объемы грузопотока из Республики Беларусь, а сохраняющаяся напряженность в Красном море будет способствовать развитию транзита между Китаем и Европой через Россию.
- Усиление нагрузки на инфраструктуру на востоке России остается главным сдерживающим фактором роста экспорта.
- Существующие инфраструктурные и санкционные ограничения будут стимулом для логистических компаний и грузовладельцев отрабатывать новые технологии перевозок.
- Прогнозируется дальнейший рост (восстановление) контейнерных перевозок на северо‑западном направлении.
- В 2025 году экспортный поток России будет ориентирован на страны Юго‑Восточной Азии, Центральной Азии, Ближнего Востока и африканские государства.
- Продолжит расти транзит из Республики Беларусь в страны СНГ через Россию (ключевой груз – минеральные удобрения, продукция деревообработки и лесоматериалы).
- В рамках нового тарифного регулирования предусмотрено увеличение ставок на перевозку порожних контейнеров на 5 % с 1 января 2025 года и на 5 % с 1 января 2026 года с включением этого повышения в индексируемую базу.
- Контейнерный рынок России в 2024 году вырос на 5,8 % по отношению к 2023 году.
- Доля экспорта в 2024 году составила 27 %, к 2029 году доля увеличится до 28 %.
- 9 % – доля транзита в контейнерном рынке России в 2024 году.
- Восстановление рынка контейнерных железнодорожных перевозок через порты Северо‑Запада России (в 2024 году Балтийский бассейн стал самым быстрорастущим).
- Доля Китая в контейнерообороте России по итогам 2024 года составила 68 %.

Рейс с Китая до Санкт‑Петербурга на контейнеровозе FESCO
Стратегия
Ключевыми факторами, оказывающими влияние на реализацию стратегии Группы FESCO, являются влияние геополитической обстановки на экономическую ситуацию в России и развитие торговых отношений со странами Азии и Африки.
Определение целевого рынка
Юго‑Восточная Азия, Индия, Ближний Восток, страны Черноморского и Средиземноморского бассейнов, Африка и Латинская Америка – целевой рынок развития FESCO.
Миссия, видение, ценности
Цель:
развитие международной экспансии с наращиванием присутствия российских игроков в дружественных странах.
Видение:
фокус на клиенте и его потребностях.
Основные принципы
Для лучшего кросс‑функционального и внутригруппового взаимодействия Компания непрерывно улучшает бизнес‑процессы через редизайн производственных систем и с помощью методов бережливого производства.
Показатели качества работы являются частью внутренней системы мотивации. Постоянное развитие системы позволяет нам формировать цифровые решения и улучшать качество сервисов, удовлетворяя растущие потребности рынка. Компания инвестирует средства в автоматизацию своих бизнес‑процессов, что создаст дополнительный экономический эффект на стратегическом горизонте планирования.
Стратегической инициативой Компании в части улучшения процессов являются следующие проекты:
- Service Excellence, цель которого – повышение качества клиентского сервиса;
- онлайн‑сервисы FESCO, которые позволяют оформить заявку на перевозку и получить информацию о перевозке в режиме 24/7.
Люди FESCO являются сердцем Компании. Мы стремимся обеспечить их инструментами и условиями для того, чтобы они работали наилучшим образом. Набор и удержание талантов остаются ключом к успеху FESCO.
Параллельно FESCO на постоянной основе взаимодействует с ведущими профильными вузами страны с целью создания максимально комфортного климата для развития будущих кадров Компании.
Экспедиция в Антарктиду.
Фото сделано тревелблогером проекта «Место на Земле» Константином Парфеньевым.
Важным элементом нашей стратегии является расширение географии присутствия и портфеля предоставляемых услуг. Мы стремимся оказывать комплексные услуги с добавленной стоимостью, которые позволяют клиентам передавать на аутсорсинг логистическое сопровождение операций в любой точке мира.
Такие услуги включают:
- мультимодальные перевозки;
- таможенное оформление;
- складские операции, ответственное хранение и кросс‑докинг;
- перевозки сборных грузов в контейнерах LCL От англ. less than container loaded – неполная загрузка контейнера. .
Мы развиваем проектную логистику, которая позволяет использовать опыт перевозок проектных грузов и выстраивать долгосрочные отношения с EPC‑подрядчиками и прямыми заказчиками.
Мы предлагаем комплексные логистические решения для лесной, горнодобывающей и сельскохозяйственной отраслей.
Наши активы являются надежным фундаментом логистики наших клиентов.
FESCO последовательно:
- наращивает и модернизирует флот;
- повышает эффективность по управлению парком железнодорожного подвижного состава;
- наращивает парк фитинговых платформ, чтобы сохранить долю на рынке железнодорожных контейнерных перевозок и снизить зависимость от волатильности на рынке контейнерных перевозок, а также сохранить значимое присутствие в данном сегменте рынка;
- развивает собственные перевалочные мощности;
- планирует расширять и оптимизировать терминальную сеть во всех регионах Российской Федерации и за ее пределами.
В рамках взаимодействия логистических активов в Госкорпорации «Росатом» планируется использование активов FESCO, включая имеющуюся инфраструктуру, с целью максимизации ее загрузки в рамках интересов всей группы Госкорпорации «Росатом».
Основные стратегические направления развития
Ключевые принципы, закладываемые в основу стратегического развития FESCO до 2030 года, должны соответствовать ключевым задачам Госкорпорации «Росатом» в транспортном сегменте. Это в том числе участие Группы FESCO в реализации задач по развитию новых транспортных коридоров, а также получение дополнительной синергии от реализации взаимодействия с другими транспортными активами, входящими в Госкорпорацию «Росатом», включая активы Группы компаний «Дело».
Развитие терминальной сети в регионах присутствия
FESCO формирует опорную сеть контейнерных терминалов и логистических парков для усиления присутствия в регионах России и СНГ, повышения качества сервиса и предложения высокомаржинальных продуктов.
Ключевыми направлениями внутри страны являются Дальний Восток, Сибирь, Урал, Москва, северо‑западные регионы, а также пограничные переходы и Республика Казахстан.
Инвестиционные решения по реализации проектов будут приниматься с учетом имеющейся инфраструктуры или проектов в высокой степени готовности, входящих в Госкорпорацию «Росатом».

Развитие стивидорных активов FESCO – ВМТП и Терминал ФЕСКО Гайдамак
Ожидания по усилению тенденций перетока спроса с европейских товаров на азиатские оправдали себя. Основными точками входа для азиатских товаров останутся порты Дальнего Востока и сухопутные пограничные переходы с Россией.
Помимо импортных контейнерных и транзитных потоков, до 2030 года планируется рост экспорта за счет ввода крупных новых производств в России, ориентированных на азиатский рынок.
С учетом планов по сохранению лидерства ВМТП на российском рынке и рынке Дальнего Востока России необходимо увеличение мощностей порта Владивосток.
Принятая программа развития ВМТП до 2028 года предполагает:
- сохранение лидерства ВМТП по контейнерообороту среди стивидорных компаний России и Дальнего Востока страны;
- поддержание загрузки ВМТП на уровне 80–90 %;
- комплекс мероприятий по увеличению мощностей ВМТП до 1,2 млн TEU к 2028 году.
Программа развития Терминала ФЕСКО Гайдамак предполагает рост терминальных мощностей по перевалке генеральных и тарно‑штучных грузов, а также оптимизацию структуры мощности Компании.
Развитие морского сегмента
Основными стратегическими задачами морского сегмента FESCO являются:
- сохранение лидерства на Дальнем Востоке России в каботажных и внешнеторговых сервисах;
- увеличение объемов перевозок морскими сервисами;
- рост доли новой географии и бизнесов до 32 % в общем объеме морских сервисов FESCO;
- повышение эффективности использования флота и достижение среднего возраста судов менее 15 лет.
Геоэкспансия
FESCO благодаря качественным логистическим решениям на ключевых направлениях расширяет географию бизнеса, проецирует имеющийся опыт и набор компетенций на новые регионы.
На фоне усилившегося санкционного давления со стороны США товарооборот между Россией и Турцией в 2024 году снизился на 7 % к уровню 2023 года и составил 52,6 млрд долл. США.
Ожидается, что к 2027 году объем контейнерного рынка может составить
Перестройка логистических маршрутов между Юго‑Восточной Азией и Россией и, как следствие, рост перевозок через Дальний Восток России увеличивают потенциал экспансии FESCO на рынки Юго‑Восточной Азии.
Объем торговли между Россией и Вьетнамом в 2024 году составил
показав рост на 24 %.
Целевой товарооборот к 2025 году должен составить
Африканские страны – одни из самых быстрорастущих торговых партнеров России. Лидером по объему товарооборота с Россией среди африканских стран остался Египет. За ним – Марокко, Тунис, ЮАР и Сенегал.
Товарооборот между Россией и африканскими странами в 2024 году вырос
к показателю 2023 года.
К 2030 году планируется нарастить взаимный товарооборот до 100 млрд долл. США. В результате Россия стала четвертым крупнейшим торговым партнером Индии и вторым импортером после Китая. Ожидается, что развитие транспортного коридора «Север – Юг» станет дополнительным импульсом для развития внешней торговли между Россией и Индией.
Товарооборот между Россией и Индией в 2024 году вырос на 15 % и составил
В 2024 году внешняя торговля между Россией и Узбекистаном выросла на 20,5 %, достигнув рекордных значений
Товарооборот с Казахстаном по итогам 2024 года увеличился на 2,7 %, составив
27,8 млрд долл. США.
Страны СНГ остаются значимыми торговыми партнерами России.

Рост доли продаж услуг с добавленной стоимостью
Развитие SCM От англ. Supply Chain Management – управление цепочкой поставок. ‑сервисов и проектной логистики.
Укрепление рыночных позиций
FESCO при реализации стратегии планирует использование возможности синергии в рамках транспортных подразделений Госкорпорации «Росатом».
Инструменты экспансии:
- формирование продуктовой линейки в странах с фокусом на Россию;
- работа через агента/представителя;
- формирование собственного офиса и партнерство с местными операторами;
- постановка активов (собственные суда, терминалы).

Фото сделано тревел‑блогером проекта «Место на Земле» Константином Парфеньевым.
Реализация долгосрочных планов FESCO и достижение целевых индикаторов сопряжены с различными рисками, часть из которых выходит за рамки контроля Компании. Реализация рисков может привести к фактическим событиям, которые значительно отличаются от изложенных выше ожиданий.
Макроэкономика
- Риск возврата крупных морских контейнерных международных игроков на российский рынок;
- протекционистские государственные меры;
- снижение ставок фрахта
Коммерческие инструменты
- Повышающийся уровень конкуренции;
- системные ограничения;
- поддержание уровня культуры продаж;
- сохранение высокого качества сервиса
Удержание и привлечение сотрудников
- Дефицит кадров на рынке труда;
- конкуренция за кадры с более маржинальными секторами экономики;
- зависимость от высококвалифицированных управленческих команд и сотрудников с технической и операционной квалификацией на всех организационных уровнях
Комплаенс
- Регулирование, касающееся налогообложения, таможни, НДС Налог на добавленную стоимость. , конфиденциальности данных;
- антимонопольное законодательство;
- санкционная политика
M&A и неудачи интеграции
- Неудачная интеграция;
- неполная реализация синергии;
- высокие затраты;
- отсутствие экономии
Инфраструктурные ограничения
- Ограничения на железнодорожной сети;
- сокращение инвестиционной программы железнодорожных перевозок