Цифровизация
В 2024 году FESCO продолжила активное развитие цифровых сервисов, направленных на развитие и поддержку производственных компаний Группы, а также на оптимизацию операционной деятельности Компании.
Основные центры экспертизы располагаются в Москве и во Владивостоке, офисы размещены в 18 городах страны. Кроме этого, создаются центры компетенции и поддержки бизнеса в странах ближнего зарубежья (Казахстан, Узбекистан, Республика Беларусь) и других иностранных офисах. В совокупности IT‑подразделения обеспечивают поддержку и работу более 80 информационных систем для почти 7 тыс. сотрудников Группы FESCO.
Ключевым направлением работ в 2024 году был проект по созданию и переводу в промышленную эксплуатацию производственной системы FESCO Management System (FMS) – информационной системы, автоматизирующей уникальные бизнес‑процессы Компании. Решение было реализовано на отечественной платформе. Оно позволяет автоматизировать ведение производственной деятельности в долгосрочной перспективе.
В 2024 году была реализована программа мероприятий по интеграции FESCO в периметр Госкорпорации «Росатом». Со стороны IT FESCO обеспечены инструменты и решения, позволяющие интегрировать деятельность подразделений Группы в основные процессы Госкорпорации. Параллельно сделаны основные шаги по сближению стратегических планов и подходов в части цифровизации. FESCO присоединилась к следующим единым политикам и регламентам Госкорпорации «Росатом»:
- единая техническая политика;
- единые отраслевые методологические указания по управлению IT‑архитектурой и интеграцией;
- отраслевые методологические указания по унификации продукции в области информационных технологий;
- единые отраслевые методологические указания по интеграции информационных систем;
- политика управления доступом к информационным ресурсам.
Проведенные мероприятия позволят сблизить подходы к целевому развитию цифровых сервисов FESCO и Госкорпорации «Росатом»
Отдельное внимание уделяется вопросам непрерывности деятельности Группы в части вопросов, связанных с импортозамещением. FESCO присоединилась к исполнению единой дорожной карты Госкорпорации «Росатом» по программе импортозамещения.
Проекты цифровизации бизнеса
Личный кабинет клиента
Личный кабинет клиента MY.FESCO является порталом самообслуживания клиентов Компании. Развитие этого сервиса – ключевое направление цифровизации в FESCO. Основная цель проекта – обеспечить возможность оказания услуги перевозки полностью в электронном формате. Работы по развитию портала позволили реализовать одно из лучших и наиболее функциональных решений на отраслевом рынке.
Личный кабинет был открыт для клиентов в 2017 году в пилотном режиме и позволял оформлять заявки только на интермодальные перевозки в импортном направлении Юго‑Восточная Азия – Владивосток – Москва. Сегодня через личный кабинет можно подать заявку на перевозку по всем основным сервисам ООО «ФИТ» и ООО «Дальрефтранс», заключить договоры десяти типов с подписанием на бумаге или с помощью электронного документооборота, а также получить бухгалтерские и транспортные документы по 19 юридическим лицам Группы FESCO.
В 2024 году количество заявок через личный кабинет продолжило увеличиваться:
- на 11,2 % увеличилось количество заявок, размещенных через личный кабинет;
- TEU‑эквивалент роста объемов по заявкам, оформленным через личный кабинет, составил 10 % по сравнению с 2023 годом;
- за 2024 год через личный кабинет заключено более 4,2 тыс. договоров.
- масштабирование подачи заявок ООО «Дальрефтранс» через личный кабинет;
- переработка калькулятора контейнерных перевозок ООО «ФИТ» с целью упрощения поиска ставок в формате «от двери до двери»;
- работы в рамках проведения договорной компании ПАО «ВМТП»;
- разработка клиентского отчета по заявкам ООО «Дальрефтранс»;
- расширение зоны покрытия оцифровки расчетов доставки по точке на карте;
- расширение маршрутов в рамках процесса согласования возможности перевозки опасного груза;
- разработка новой системы авторизации;
- создание функционала получения инструкции на сдачу порожнего контейнера;
- работы по переходу на новую производственную систему ООО «ФИТ».
Производственные системы
ООО «ФИТ»
В 2024 году в рамках поддержки и развития производственных систем FESCO фокус был направлен на завершение программы проектов по замене текущей производственной системы ООО «ФИТ».
Программа проектов стартовала в мае 2022 года и включала в себя набор проектов по созданию нескольких модулей будущей производственной системы – FESCO Management System (FMS):
- FMS.Управление перевозками – основной модуль системы, в рамках которого выполняется автоматизация сквозного процесса оказания услуг клиентам, начиная с приема и обработки заявок и заканчивая взаиморасчетами с клиентами и формированием производственной управленческой отчетности;
- FMS.ОГ (опасные грузы) – организация перевозки опасных грузов, включая предварительное согласование с участниками на всех этапах будущей перевозки;
- FMS.РК (релиз‑контроль) – учет контейнерных расходов;
- FMS.РКТК (ремонт контейнеров) – веб‑портал для организации ремонта контейнеров на терминалах и в депо с выбором оптимального поставщика по соотношению сроков/стоимости/качества ремонта;
- FMS.ОКР (операции контроля расходов) – сбор и учет прямых расходов на перевозку с расчетом фактической себестоимости и маржинальности перевозок.
Целью реализации программы проектов FMS являлась не только замена текущей производственной системы ООО «ФИТ», но и создание единого цифрового решения на базе отечественной универсальной платформы «1С: Предприятие 8».
FMS. Управление перевозками
Администрирование
Управление нормативно-справочной информацией
Исполнение перевозки (терминальное слежение)
Управление морскими перевозками
Ценообразование
Организация автоперевозок
Взаиморасчеты с клиентами
Прием и обработка заявки клиента
Управление контейнерным парком
Управление парком платформ
Формирование отчетности
В ходе проекта по разработке и внедрению модуля FMS.Управление перевозками были реализованы следующие ключевые задачи:
- выполнены унификация и оптимизация бизнес‑процессов по организации, планированию и исполнению перевозок, а также процессов взаимодействия с клиентами в рамках оказания услуг (более 300 бизнес‑процессов);
- создано единое цифровое пространство для взаимодействия подразделений как внутри ООО «ФИТ», так и с другими компаниями Группы в рамках реализации смежных функций (текущее количество активных пользователей системы – более 500 человек);
- разработана отказоустойчивая микросервисная архитектура, построенная на базе современной отечественной технологической платформы, что позволяет не только повысить производительность ключевых операций, но и исключить зависимость от санкционных рисков.
В результате реализации программы проектов FMS была разработана уникальная для отечественного рынка система управления мультимодальными контейнерными перевозками и перевозками сборных грузов, не уступающая западным аналогам.
В 2025 году ожидается активное развитие системы FMS, так как планируется, что она станет основой развития цифровых сервисов не только для ООО «ФИТ», но и для других компаний Группы.
ООО «ФЕСКО БелТранс»
В связи с расширением FESCO и открытием новых направлений деятельности возникла необходимость оперативной и качественной автоматизации деятельности новых компаний. В качестве базовых решений для автоматизации выбраны собственные IT‑решения, реализованные в Группе. Это позволило минимизировать сроки автоматизации и предложить решения, учитывающие специфику и требования компаний. В 2024 году на основе таких решений реализован проект для белорусской дочерней компании ООО «ФЕСКО БелТранс»:
- организация мультимодальной перевозки контейнеров в/из Республики Беларусь;
- автоматическая тарификация услуг и оформление финансовых документов.
ВМТП
Владивостокский морской торговый порт уже пятый год подряд занимает лидирующую позицию в России по контейнерообороту. Основным направлением цифровизации ВМТП является ускорение обработки грузов и электронное взаимодействие с клиентами в едином окне. Бесшовная интеграция экосистемы порта с государственными регуляторами позволяет в электронном виде согласовывать и разрешать выпуск груза из порта.
Управляющая система ВМТП в 2024 году получила очередную награду в номинации «Внутренняя инновация года» Всероссийского конкурса Российского союза промышленников и предпринимателей «Флагманы бизнеса: динамика, ответственность, устойчивость – 2024».
В 2024 году в ВМТП запущен новый процесс – цифровая швартовка судов, который позволяет:
- планировать подход флота онлайн;
- осуществлять цифровую постановку флота к причалу с учетом весогабаритных параметров;
- получать онлайн‑доступ к информации по каждому судну в ВМТП, а именно размеру судна, номеру причала швартовки и количеству контейнеров на судне.
В 2024 году в личном кабинете ВМТП запущены новые электронные сервисы, обеспечивающие прозрачность и скорость обработки грузовых операций:
- комплексные услуги;
- акты осмотра на складе;
- акты таможенного досмотра;
- электронная заявка на прием импортных грузов;
- дислокация исходящих вагонов;
- тарификация переноса слотов.
Склад сборных грузов
В 2024 году автоматизирован склад сборных грузов, который позволил:
- оцифровать все операции затарки/растарки контейнеров и формирования отдельных партий в режиме реального времени;
- использовать мобильный планшет для поиска, инвентаризации, приема и отправки груза;
- автоматизировать таможенные операции: досмотр, извлечение ареста, составление таможенных актов;
- внедрить цифровую топологию склада сборных грузов;
- автоматизировать формирование маркировки грузов и сократить время на эту операцию с 20 до 0 минут;
- сократить согласование заявки сборного груза с 36 до 3 часов.
Электронные путевые листы
В операционной системе терминала запущены электронные путевые листы (ЭПЛ) с интеграцией в государственную информационную систему электронных перевозочных документов.
Разработаны и внедрены автоматизированные рабочие места (АРМ) медика, учебного центра по квалификации сотрудников, докера по учету путевых листов. Произведена интеграция с автомобильными заправочными стациями по заправке техники.
Внедрение ЭПЛ позволило в два раза сократить трудозатраты служб порта и упростить документооборот. ЭПЛ фиксируют данные о медицинских осмотрах водителей и техническое состояние транспорта. Это решение обеспечивает соблюдение законодательных требований, контролирует рабочее время водителей и состояние машин, снижая риск ошибок и штрафов. ЭПЛ подтверждают расходы на топливо для налоговой отчетности и используются для расчета заработной платы сотрудников ВМТП.
Внутренняя цифровизация
Контроль за финансовыми потоками зарубежных компаний
В 2024 году FESCO выполнила тиражирование методик, практик и цифровых инструментов контроля за движением денежных средств в периметре зарубежных компаний Группы, включающем в себя не только компании в странах СНГ, но также компании в Китае. В ходе масштабного проекта для зарубежных компаний организовано мультиязычное интегрированное информационное пространство и набор инструментов бюджетного контроля и казначейства, принятых как стандарт в Группе, с учетом специфики деятельности и потребностей этих компаний. Проект охватил 19 компаний Группы. Благодаря проекту Группа усилила контроль за финансовыми потоками, сделав их прозрачными и предсказуемыми.
Помимо этого, FESCO реализовала проект по замене программного обеспечения для бухгалтерского и налогового учета в китайских дочерних компаниях, переведя компании на единый стандарт учета и инструментарий. Новый продукт интегрирован в IT‑ландшафт Группы, что позволило бесшовно автоматизировать сбор консолидированной отчетности по зарубежному сегменту.
Data Office
В 2024 году продолжено развитие Data Office, нацеленного на реализацию единого и эффективного подхода к использованию данных для аналитики.
Корпоративная платформа данных для аналитики была модифицирована:
- развернута специализированная система управления базами данных Arenadata DB – применяемые в ней технологии автоматизации, мониторинга и тонкой настройки позволяют получить прирост производительности в обработке аналитических запросов до двух раз при снижении стоимости поддержки на 30 %;
- разработан унифицированный механизм потоковой интеграции данных из систем‑источников на основе принципа Change Data Capture, который позволяет строить отчеты с минимальной разницей по сравнению с источником.
Это служит надежной основой для построения современных продуктов на основе данных и значительно расширяет перспективу развития сквозной аналитики в Группе, в том числе с использованием технологий искусственного интеллекта.
Автоматизированная отчетность и искусственный интеллект
Результаты 2024 года:
- более 90 % всех отчетов, существовавших в зарубежной BI‑системе, переведены на новую отечественную платформу Visiology;
- создано более 30 новых аналитических отчетов;
- создан инструмент HR Assist – первый сервис на основе генеративного ИИ для поддержки специалистов подбора персонала, развернутый полностью во внутреннем контуре Группы и позволяющий снизить стоимость подбора в среднем на 14,2% по вакансии;
- стартовал проект по созданию автоматизированной системы прогнозирования остатков контейнерного оборудования для оптимизации управления активами Группы.
Цифровые сервисы для сотрудников FESCO
В 2024 году FESCO успешно завершила проект по переводу процесса ознакомления руководителей и сотрудников с организационно‑распорядительными документами и локальными нормативными актами в цифровой формат.
Предпосылками для быстрого запуска стали:
- стабильно работающий с 2023 года сервис кадрового электронного документооборота (КЭДО);
- подготовленная методологическая база;
- высокая степень автоматизации на момент старта проекта.
Было принято решение автоматизировать процесс ознакомления и подписания с помощью усиленной неквалифицированной электронной подписи, используемой в сервисе КЭДО. Таким образом, процесс удалось встроить в текущий ландшафт кадровых сервисов. В организационный периметр включили организации, перешедшие на КЭДО.
Результаты проекта:
- в периметр вошло 100 % сотрудников FESCO;
- на 80 % увеличился показатель ознакомления по сравнению с процессом ознакомления на бумаге;
- более 100 тыс. листов ознакомления с организационно‑распорядительными документами направлено в электронном виде за четыре месяца после запуска проекта;
- сокращено количество участников процесса и трудозатраты до одного человека на весь объем.
Цифровая инфраструктура
Антисанкционные мероприятия
В 2024 году FESCO наряду с инфраструктурными проектами продолжила работы по противодействию санкционным ограничениям. Компания реализовала комплекс решений, который позволяет стабильно работать в текущих условиях:
- проведен конкурс и начаты работы по переносу корпоративного портала и облачного хранилища данных на российскую платформу «Битрикс24»;
- запущена пилотная эксплуатация российской системы резервного копирования;
- проведена проработка и техническая реализация перехода на российскую систему видео‑конференц‑связи ВКС IVA;
- начато промышленное тестирование сетевого оборудования российского производителя «Бизон», реализующего технологию SD‑WAN (Software‑Defined Wide Area Network);
- закуплено и введено в эксплуатацию более 530 системных блоков, 800 мониторов, 600 ноутбуков российского производства.
Импортозамещение
В 2024 году стартовал проект по разработке дорожной карты импортозамещения. Завершен этап аудита, проводится тестирование по пилотным проектам. Комплекс работ включает в себя проведение пилотных проектов:
- IT‑инфраструктура;
- ИБ‑инфраструктура (информационная безопасность);
- системное программное обеспечение;
- типовое автоматизированное рабочее место (офисное программное обеспечение);
- автоматизированная система управления технологическим процессом инженерных систем;
- системы связи;
- бизнес‑приложения.
В рамках программы по импортозамещению сотрудники IT FESCO посетили заводы по производству российского оборудования брендов «Инферит», «Квадра», «Парус Электро», «Связь инжиниринг».
Развитие филиальной сети и офисов
FESCO продолжает активно развиваться, открывает новые офисы, проводит модернизацию текущих:
- открыты новые офисы в Калининграде и Химках (Московская область);
- модернизированы сети в Новосибирске и во Владивостоке;
- выполнено подключение дополнительного офиса в Москве.
Модернизация на терминале в Новосибирске
На контейнерном терминале в Новосибирске смонтировано светодиодное табло для информирования прибывших на терминал водителей автомобилей с контейнерными полуприцепами. На табло выводится следующая информация:
- номер автомобиля;
- вид операции (погрузка или выгрузка);
- информация о номере зоны погрузо‑разгрузочных работ (ПРР);
- направление движения к зоне ПРР;
- номер контейнера, с которым будут производиться операции.
Установка дополнительного экрана – это современный подход к предоставлению информации для водителей контейнеровозов, прибывших на терминал:
- помощь в ориентировании на терминале для прибытия к необходимой зоне ПРР при помощи стрелок‑указателей;
- сотрудники терминала видят количество машин, которые обслуживаются на терминале в текущий момент, в разрезе операции погрузки или выгрузки;
- возможность для дополнительного информирования водителей, например по остатку по временным слотам на следующий календарный день.
Модернизация IT‑инфраструктуры и IT‑поддержка флота FESCO
Для повышения конкурентных преимуществ и развития информатизации на флоте FESCO продолжила развитие и модернизацию IT‑инфраструктуры флота. На текущий момент реализованы следующие этапы:
- завершается прокладка современной сети связи для быстрого обмена информацией между компьютерами на разных палубах (этажах) на судах FESCO;
- завершено устранение всех критичных недостатков в IT‑обеспечении судов, все работы переведены на плановое обслуживание;
- создано облачное хранилище для прямого обмена документацией между берегом и экипажами судов;
- завершено оснащение всех судов 4G‑мультироутерами для высокоскоростного доступа в интернет в прибрежной зоне (до 50 км), а также безлимитным спутниковым интернетом VSAT с возможностью автопереключения в зависимости от зоны покрытия;
- настроены и запущены системы онлайн‑контроля за состоянием персональных компьютеров и компьютерной сети с берега;
- разработано и внедрено специальное программное обеспечение для проведения IT‑аудита пароходов;
- начато внедрение системы для тестирования экипажей на алкоголь, система поддерживает автоматическое распознавание лиц, отправку статистики в центр обработки данных, а также оповещение ответственных лиц на берегу и пароходе в случае обнаружения инцидентов;
- подготовлен и оборудован учебный класс в Санкт‑Петербурге для регулярного обучения плавсостава судов Западного региона.
Модернизация IT‑систем на производственной технике ВМТП
- Разработан и внедрен комплекс IT‑оборудования для производственной колесной техники, позволяющий бесперебойно вести работу в терминальных информационных системах (обеспечивая бесшовное резервирование и переключение связи), а также автоматическое подключение к производственным информационным ресурсам с помощью корпоративного пропуска. На текущий момент данной разработкой оснащено более 80 единиц колесной техники. Разработка проекта, реализация и монтаж выполнены силами собственных специалистов IT FESCO;
- завершено оснащение 11 новых крановых перегружателей ВМТП комплектами IT‑оборудования и системами радиосвязи.
Развитие инфраструктурных систем и цифровых проектов
- Проведен первый этап комплекса задач модернизации инженерных систем собственного центра обработки данных во Владивостоке. В ходе работ выполнена замена основной части устаревшего оборудования системы охлаждения объекта, срок эксплуатации которого составлял более десяти лет, а дальнейшая поддержка была невозможной. Модернизация выполнена с использованием российского оборудования и технологий. Подготовка проекта, планирование работ и техническое сопровождение на этапе реализации осуществлялись сотрудниками IT FESCO;
- завершен первый этап проекта по оснащению современными системами контроля и управления доступом в административное здание терминала Стройопторг в Хабаровске. Данные работы позволили повысить безопасность объекта и предоставить службе безопасности инструменты контроля внутреннего пропускного режима;
- запущена в промышленную эксплуатацию система автоматического прохода в административное здание ВМТП на основе видеоаналитики и биометрических данных сотрудников порта. Большая часть внутренних административных сотрудников использует данную систему для входа/выхода из здания. Запуск системы позволил сократить время прохождения контрольно‑пропускного пункта сотрудником примерно в два раза.
Кибербезопасность
В 2024 году продолжился неуклонный рост компьютерных атак на объекты российской информационной инфраструктуры.
Причастность к хакерским атакам спецслужб недружественных стран объясняет их целевую направленность и массированный характер. Злонамеренное воздействие на корпоративную сеть FESCO в 2024 году характеризуется не только ростом числа атак (по сравнению с 2023 годом в 1,6 раза увеличилось количество сетевых атак и в 3,3 раза возросло количество попыток вирусных заражений), но и наращиванием мощности воздействия на элементы информационной инфраструктуры. Самые сильные кибератаки на IT‑инфраструктуру FESCO происходили в январе и октябре 2024 года. В Национальный координационный центр по компьютерным инцидентам Федеральной службы безопасности Российской Федерации (ФСБ России) специалистами по кибербезопасности FESCO направлено 456 информационных сообщений о попытках внешнего зловредного влияния на корпоративную сеть в 2024 году.
Задача по снижению киберрисков требует усиления сетевой безопасности. С этой целью в 2024 году дважды проводилось тестирование периметра корпоративной сети FESCO на устойчивость к проникновению со стороны сети Интернет методом моделирования действий злоумышленника. Во взаимодействии со специалистами Управления ФСБ по Приморскому краю проведены работы по анализу уровня защищенности дальневосточного сегмента IT‑инфраструктуры. Выявленные недочеты легли в основу плана по устранению узких мест в системе защиты. Арсенал средств Управления информационной безопасности пополнился новым эффективным российским сервисом по оперативному выявлению уязвимостей.
Во исполнение Федерального закона от 26 июля 2017 года № 187‑ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации» в 2024 году начат масштабный проект по категоризации объектов критической информационной инфраструктуры (КИИ) в основных компаниях Группы FESCO, оказывающих услуги в области транспорта. Осуществлено обследование критических бизнес‑процессов и реализующих их информационных систем. Во взаимодействии с Федеральной службой по техническому и экспортному контролю Российской Федерации (ФСТЭК России) осуществляется определение значимости объектов КИИ. Завершение проекта планируется в 2025 году.
С целью повышения уровня импортонезависимости от иностранных решений в области ИБ проведены пилотные тестирования отечественных решений, предназначенных:
- для контроля действий привилегированных пользователей;
- защиты от целевых атак с применением неизвестного вредоносного программного обеспечения;
- маркирования, уникализации и шифрования электронных документов для разграничения доступа пользователей на основе меток конфиденциальности;
- создания распределенной инфраструктуры ложных целей (ловушек) для хакеров.
В 2024 году успешно внедрены отечественные системы информационной безопасности, реализующие функции:
- противодействия утечкам конфиденциальной информации из корпоративной сети FESCO;
- автоматизированной тренировки сотрудников FESCO в части формирования у них навыков устойчивости к фишинговым атакам.
Новые решения расширяют арсенал средств Управления информационной безопасности и повышают эффективность защиты информационных ресурсов Транспортной группы FESCO от деструктивных воздействий.