Финансовый обзор
Анализ финансовых результатов
Показатель | 2023 | 2024 | Изменение 2024/2023, % |
---|---|---|---|
Выручка, млн руб. | 172 004 | 184 978 | 8 |
EBITDA, млн руб. | 53 607 | 54 498 | 2 |
Рентабельность по EBITDA, % | 31 | 29 | (2) п. п. |
CAPEX | 60 345 | 22 694 | 62 |
Показатель | 2023 | 2024 | Изменение 2024/2023, % |
---|---|---|---|
Портовый дивизион | 35 238 | 33 424 | (5) |
Железнодорожный дивизион | 8 915 | 10 272 | 15 |
Линейно‑логистический дивизион | 146 608 | 163 129 | 11 |
Морской дивизион | 14 850 | 12 627 | (15) |
Топливный дивизион | 2 884 | 3 290 | 14 |
Элиминация | (36 491) | (37 764) | (3) |
Группа FESCO | 172 004 | 184 978 | 8 |
Консолидированная выручка FESCO в 2024 году увеличилась на 8 % и составила 184 978 млн руб. против 172 004 млн руб. в 2023 году. Драйвером роста является Линейно‑логистический дивизион.
Выручка Портового дивизиона в 2024 году снизилась на 5 %, или 1 814 млн руб., и составила 33 424 млн руб. Основным фактором снижения показателя стало уменьшение доходов по средствам транспорта в связи с усилением конкуренции между автомобильными терминалами в акватории порта Владивосток.
Выручка Железнодорожного дивизиона по итогам 2024 года увеличилась на 15 %, или 1 357 млн руб. Рост выручки преимущественно обусловлен увеличением парка фитинговых платформ.
Выручка Линейно‑логистического дивизиона увеличилась на 16 521 млн руб., или 11 %, по сравнению с предыдущим годом. Рост выручки обусловлен увеличением объемов перевозок в результате активной коммерческой работы и развитием новых направлений. Рост объема перевозок на внешнеторговых линиях в 2024 году составил 20 %, главным образом за счет развития сервисов FESCO Baltorient Line, FESCO Indian Line West и FESCO China Direct Line.
Снижение выручки Морского дивизиона в 2024 году на 15 %, или 2 223 млн руб., обусловлено снижением ставок тайм‑чартера по универсальным сухогрузам и внешнеторговому флоту на фоне изменения рыночной конъюнктуры, а также техническими простоями перед продажей судов.
Выручка Топливного дивизиона в 2024 году увеличилась на 14 %, или 406 млн руб. Рост выручки обусловлен увеличением объемов реализации нефтепродуктов и объемов агентирования, а также изменением структуры перевалки нефтепродуктов в сторону роста доли темных нефтепродуктов.
Показатель | 2023 | 2024 | Изменение 2024/2023, % |
---|---|---|---|
Портовый дивизион | 10 630 | 10 290 | (3) |
Железнодорожный дивизион | 2 526 | 3 390 | 34 |
Линейно‑логистический дивизион | 113 288 | 123 597 | 9 |
Морской дивизион | 5 211 | 8 520 | 63 |
Топливный дивизион | 2 622 | 2 930 | 12 |
Элиминация | (36 431) | (37 487) | (3) |
Группа FESCO | 97 846 | 111 240 | 14 |
Производственные расходы Портового дивизиона в 2024 году уменьшились на 3 %, или 340 млн руб., в основном за счет уменьшения расходов на транспортно‑экспедиторские услуги.
Рост производственных расходов Железнодорожного дивизиона составил 34 %, или 864 млн руб. Рост расходов обусловлен увеличением парка подвижного состава и, как следствие, увеличением расходов на его ремонт и техническое обслуживание, а также удорожанием запасных частей и материалов.
Производственные расходы Линейно‑логистического дивизиона увеличились на 9 %, или 10 309 млн руб. Рост рейсовых расходов флота произошел в результате увеличения объемов перевозок на внешнеторговых линиях. Инфраструктурные ограничения на железнодорожной сети привели к затруднению перемещения контейнеров в Юго‑Восточную Азию и соответствующему увеличению времени перемещения, что привело к росту расходов на контейнерное оборудование. Увеличение парка контейнеров Компании также повлияло на увеличение расходов на их содержание и перемещение.
Производственные расходы Морского дивизиона увеличились на 63 %, или 3 309 млн руб., главным образом в связи с приобретением новых судов и, как следствие, ростом расходов на эксплуатацию флота, а также ростом расходов на ремонт и техническое обслуживание флота.
Рост производственных расходов Топливного дивизиона в 2024 году составил 12 %, или 308 млн руб., и обусловлен увеличением объемов закупки нефтепродуктов для реализации.
Валовая прибыль
Административные расходы FESCO в 2024 году сократились на 11 %, до 21 071 млн руб., против 23 755 млн руб. в 2023 году.
Сокращение административных расходов преимущественно обусловлено снижением расходов на оплату труда, юридических и консультационных расходов, командировочных и представительских расходов.
Показатель | 2023 | 2024 | Изменение 2024/2023, % |
---|---|---|---|
Заработная плата и прочие расходы на персонал | 15 181 | 13 296 | (12) |
Профессиональные услуги | 3 235 | 2 683 | (17) |
Аренда офисных помещений | 334 | 438 | 31 |
Прочие административные расходы | 5 005 | 4 654 | (7) |
Итого административные расходы | 23 755 | 21 071 | (11) |
Показатель | 2023 | 2024 | Изменение 2024/2023, % |
---|---|---|---|
Портовый дивизион | 20 364 | 19 458 | (4) |
Железнодорожный дивизион | 5 005 | 5 434 | 9 |
Линейно‑лoгистический дивизион | 22 347 | 26 846 | 20 |
Морской дивизион | 9 141 | 1 640 | (82) |
Топливный дивизион | 154 | 211 | 37 |
Внедивизиональная группа | (3 404) | 908 | 127 |
Группа FESCO | 53 607 | 54 498 | 2 |
Показатель | 2023 | 2024 | Изменение 2024/2023, % |
---|---|---|---|
Портовый дивизион | 58 | 58 | – |
Железнодорожный дивизион | 56 | 53 | (3) |
Линейно‑лoгистический дивизион | 15 | 16 | 1 |
Морской дивизион | 62 | 13 | (49) |
Топливный дивизион | 5 | 6 | 1 |
Группа FESCO | 31 | 29 | (2) |
Показатель EBITDA Портового дивизиона в 2024 году снизился на 4 %, или 906 млн руб. Основным фактором снижения финансового результата стало уменьшение выручки по средствам транспорта.
Показатель EBITDA Железнодорожного дивизиона в 2024 году увеличился на 9 %, или 429 млн руб. Увеличение показателя обусловлено увеличением профильного парка фитинговых платформ.
Показатель EBITDA Линейно‑логистического дивизиона в 2024 году показал рост на 20 %, или 4 499 млн руб., что вызвано ростом объемов на внешнеторговых линиях в результате расширения географии перевозок и развития новых сервисов.
Показатель EBITDA Морского дивизиона в 2024 году по сравнению с 2023 годом сократился на 82 %, или 7 501 млн руб., преимущественно за счет снижения ставок тайм‑чартера на фоне изменения рыночной конъюнктуры, роста расходов на ремонт и техническое обслуживание флота, а также технических простоев перед реализацией устаревших судов.
Рост EBITDA Топливного дивизиона в 2024 году составил 37 %, или 59 млн руб. Увеличение показателя в большей степени обусловлено изменением структуры перевалки нефтепродуктов в сторону роста доли темных нефтепродуктов.

Показатель | 2023 | 2024 | Изменение 2024/2023, % |
---|---|---|---|
Портовый дивизион | 1 044 | 987 | (5) |
Железнодорожный дивизион | 2 319 | 2 854 | 23 |
Линейно‑лoгистический дивизион | 4 942 | 4 240 | (14) |
Морской дивизион | 2 695 | 4 375 | 62 |
Топливный дивизион | 3 | 3 | 0 |
Внедивизиональная группа | 511 | 448 | (12) |
Группа FESCO | 11 514 | 12 907 | 12 |
Амортизационные отчисления за 2024 год увеличились на 12 % и составили 12 907 млн руб. против 11 514 млн руб. в 2023 году. Рост амортизационных отчислений в 2024 году вызван приобретением новых активов: флота и подвижного состава.
Прибыль от операционной деятельности
Прибыль от операционной деятельности составила 36 297 млн руб. против 38 375 млн руб. в 2023 году.
Прочие финансовые расходы
Прочие финансовые доходы и расходы нетто составили 3 635 млн руб. расходов против 5 256 млн руб. расходов в 2023 году.
Чистая прибыль
Прибыль составила 25 408 млн руб. против 37 851 млн руб. за 2023 год.
Структура обязательств FESCO на 31 декабря 2024 года:
- 32 450 млн руб. – обязательства по кредитам и займам;
- 12 099 млн руб. – обязательства по аренде.
Чистый долг снизился до 24 270 млн руб. с 24 809 млн руб. по состоянию на 31 декабря 2024 года.
Коэффициент «Чистый долг / EBITDA» по состоянию на 31 декабря 2024 года остается на уровне 0,5х (без учета МСФО (IFRS) 16).
Показатель | 31.12.2023 | EBITDA | 31.12.2024 | EBITDA |
---|---|---|---|---|
Денежные средства | (4 641) | (0,1х) | (20 279) | (0,4х) |
Займы и обязательства по аренде | 29 450 | 0,6х | 44 549 | 0,8х |
Краткосрочные | 5 332 | 7 798 | ||
Долгосрочные | 24 118 | 36 751 | ||
Итого чистый долг | 24 809 | 0,5х | 24 270 | 0,5х |

Капитальные затраты
Величина капитальных затрат FESCO в 2024 году составила 22 695 млн руб., что на 62 % ниже уровня 2023 года.
Капитальные затраты на приобретение флота в 2024 году составили 6 863 млн руб. В 2024 году транспортный флот FESCO пополнился двумя контейнеровозами для работы на каботажных линиях на Дальнем Востоке и развития внешнеторговых перевозок на линии FBOL.
В 2024 году контейнерный парк Компании в управлении увеличился до 200 тыс. TEU. Капитальные затраты на приобретение парка крупнотоннажных контейнеров в 2024 году составили 5 452 млн руб. FESCO приобрела 16 тыс. сухих контейнеров и 200 рефрижераторных контейнеров, что позволило увеличить парк контейнеров на 17 %, до 118 990 единиц. Также было приобретено 130 танк‑контейнеров для развития сегмента перевозок химических грузов.
Объем капитальных вложений в производственные мощности Портового дивизиона в 2024 году составил 3 296 млн руб. Компания продолжает реализовывать программу развития порта Владивосток для увеличения его перерабатывающей способности. Основными направлениями инвестирования в 2024 году стали приобретение кранового оборудования и техники, расширение и модернизация терминального фронта. Пропускная способность ВМТП на конец 2024 года достигла 928 тыс. TEU.
FESCO в 2024 году продолжила наращивать парк подвижного состава и инвестировала в данный сегмент 1 297 млн руб. Была реализована сделка по приобретению компании ООО «Логбокс», что позволило увеличить парк фитинговых платформ за 2024 год на 1 826 единиц, или 14 %. Парк фитинговых платформ на конец 2024 года составил 14 844 платформы. Также Компания продолжила вложения в разработку инновационных платформ.
Капитальные затраты были направлены на развитие и поддержание корпоративных информационных систем по управлению предприятием и производством, а также импортозамещение программных продуктов.
Прочие капитальные затраты были направлены на приобретение и ремонт колесных пар, ремонты флота в сухом доке, инвестиции в сухие терминалы, тягачи, прицепы и прочие поддерживающие инвестиции.
